Пятница, 19.04.2024, 08:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБДОУ "ЦРР - Детский сад № 9 «Родничок» г. Няндома

Меню сайта
Запись в школу
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Оставить отзыв
Онлайн анкета
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 154
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О детской агрессивности

    Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в отношениях ребенка к другим детям. Она волнует и педагогов, и родителей. Нужно сказать, что практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т.п. Обычно с возрастом, по мере усвоения правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
    От чего же зависит склонность ребенка к агрессивному поведению? Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые малыш наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень его эмоционального напряжения и фрустрации (психологического состояния, возникающего в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности и проявляющегося в растущем чувстве угнетенности, тревожности, безысходности) и т.п. Однако очевидно, что подобного рода факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.
    Агрессивное поведение дошкольников принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление сверстника («дурак», «идиот», «жиртрест» и т.п.), драка из-за интересной игрушки или ведущего места в игре. В тоже время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например: мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами; девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Унижение сверстника и доставленная ему физическая боль вызывают у детей, склонных к агрессивному поведению, удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает тревогу.
    Как мы уже отмечали, те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время у некоторых из них прослеживается значительно более выраженная склонность к агрессивности, которая проявляется в высокой частоте агрессивных действий, преобладании прямой физической агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.
    В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Исследования показали, что агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их особое отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.
    Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такая предвзятость относительно враждебности других проявляется в чувстве собственной недооцененности со стороны сверстников, в приписывании им агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций, в ожидании нападения или «подвоха» со стороны партнера.
    Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения. У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения к себе внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего – получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам, и выражается такая мотивация агрессии в наиболее жестоких формах насилия. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
    Все они характеризуются низким интересом к сверстнику, неадекватными реакциями на успехи другого (злорадство при его неудачах и протест против его достижений) и неспособностью бескорыстно поделиться или помочь другому. Подобный тип отношения к сверстнику не связан ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным положением ребенка в группе сверстников. По-видимому, в основе такого отношения к другим лежит замкнутость ребенка на самом себе, его внутренняя изоляция от других.
    В мире и в других людях агрессивный ребенок видит прежде всего себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для агрессивных детей недоступны сочувствие, сопереживание другому, они не испытывают потребности оказать ему помощь. Подобное мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, порождающее все большее противостояние  и отделенность от других. Степень восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа осталась той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть мир другого человека.
    В то же время в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления тенденций к агрессивному поведению. Эти меры должны быть направлены не на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.