Подвижные игры в помещении
для родителей с детьми от 3 до 7 лет
для родителей с детьми от 3 до 7 лет
Подвижные игры для детей 3-4 лет
Мой веселый звонкий мяч
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на небольшом расстоянии. Взрослый берет мяч (диаметром 18-20 см) и показывает малышу, как мячик легко и высоко прыгает, если отбивать его рукой. Затем кладет мяч на пол немного в стороне, предлагает ребенку выполнять движения вместе и произносит текст:
Мой веселый звонкий мяч, | Выполняют «пружинку», руки на поясе. |
Ты куда помчался вскачь | Наклоны вправо-влево, руки «полочкой» одна на другую на уровне груди. |
Красный, желтый, голубой, | Хлопают в ладоши. |
Не угнаться за тобой! | Наклон вперед, руки вперед, в стороны. |
Далее взрослый предлагает ребенку попрыгать вместе с мячом, повторяет текст стихотворения (ребенок прыгает на двух ногах. Положение рук произвольное). Закончив читать текст, взрослый произносит фразу: «Сейчас догоню!» Ребенок прекращает подпрыгивания и убегает к заранее оговоренному предмету (стол, диван и другое). Взрослый делает вид, что ловит ребенка.
Самолеты
На полу цветным шнуром (длиной 2-3м) выкладывается круг – это аэродром. Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе превратятся в самолеты. Далее он произносит текст:
Самолетики летят
И на землю не хотят.
В небе весело несутся,
Но друг с другом не столкнуться.
«Самолеты», расставив руки в стороны, начинают «летать» за пределами круга. Через 20-30 секунд взрослый произносит:И на землю не хотят.
В небе весело несутся,
Но друг с другом не столкнуться.
Вдруг летит большая туча,
Стало все темно вокруг.
Самолетики – в свой круг!
После этих слов играющие бегут к кругу – «самолеты садятся на аэродром». При многократном повторении игру можно проводить в виде соревнования.Стало все темно вокруг.
Самолетики – в свой круг!
Попади мячом в кружок
На пол комнаты кладется большой обруч (диаметром 1-1,5м), на расстоянии 1,5 – 2м от обруча становятся взрослый и ребенок. Поочередно, бросают мячи (диаметром 7 – 10см) в обруч, стараясь попасть в него. При этом произносят: «Целься лучше, мой дружок, - попадешь мячом в кружок!». Затем игроки поднимают мячи и становятся на свои места, игра повторяется.
Сбей кеглю
Взрослый и ребенок поочередно сбивают кегли (2-3шт.) мячом (диаметром 18 – 20см), прокатывая последний по полу. При этом кегли выставляются в одну линию на расстоянии 1 – 2м от играющих и 15 – 20см друг от друга. Место, от которого начинают прокатывать мяч, можно отметить на полу шнуром, разложив его в одну линию.
После того как ребенок научится прокатывать мяч и сбивать им кегли, можно предложить ему мячи меньшего размера, постепенно увеличивая расстояние до кеглей.
Подвижные игры
для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Быстрые машинки
К игрушечным машинкам привязывают веревки одинаковой длины (1 – 1,5м) с палочками на концах. Взрослый и ребенок встают в одну линию, каждый держит в руках палочку, к которой привязана веревка с машинкой. По команде «Раз-два, раз-два, начинается игра!» они, вращая пальцами палочку, наматывают на нее веревку, подтягивая таким образом к себе машинку.
Побеждает тот игрок, чья машинка «приедет» первой.
Раз, два, три – смотри
На столе расставляются 6 – 10 игрушек. Взрослый и ребенок рассматривают их. Затем водящий предлагает 2-му игроку повернуться спиной и закрыть глаза, а в это время убирает или добавляет две-три игрушки. По команде водящего «Раз, два, три, - смотри!» 2-й игрок открывает глаза, поворачивается и отвечает на вопросы водящего: «Какие игрушки исчезли? Больше стало игрушек или меньше? На сколько?» и другое.
Побеждает игрок, который во время игры будет более внимательным.
Собери кубики
На полу в произвольном порядке расставляются 10 – 12 кубиков. По команде «Раз, два, три, кубики собери!» играющие начинают собирать кубики по одному и относить их в заранее определенное каждому место. Побеждает игрок, который соберет больше кубиков. Можно играть в другие варианты игры: «Кто соберет больше игрушек», «У кого флажков больше». Подобным образом можно играть в «Разноцветные кубики». В этом варианте каждый из игроков собирает кубики только одного цвета.
Кенгуру
Играющие встают на одну линию с мячом (диаметром 18 – 20см) в руках. По команде «Начинаем мы игру. Быстро прыгай, кенгуру!» игроки зажимают мяч между коленями и прыжками передвигаются вперед до заранее установленной (на расстоянии 3 – 4м) кегли.
В соревновании побеждает игрок, который первым прискачет к финишу, не потеряв при этом свой мяч.
Волшебный мешочек
Первому игроку непрозрачным платком завязывают глаза и дают в руки «волшебный мешочек», в который помещены 5 – 6 различных предметов. Игрок достает из мешочка предмет и, ощупывая его, должен определить, что он достал. Когда мешочек опустеет, игроки меняются ролями. В мешок можно положить другие предметы. Игра повторяется со вторым участником. Побеждает тот из игроков, кто правильно угадает наибольшее число предметов.
Назови насекомое
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 1м. В руках у взрослого мяч, который он пять раз подряд кидает ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет любое известное ему насекомое (пчела, муравей, кузнечик, шмель, муха, оса, стрекоза, бабочка и другое). Взрослый считает названных насекомых. При каждом повторении игры игроки меняются ролями.
Можно играть в другие варианты игры, например «Назови фрукт», «Назови животное», «Назови цветы» и другое.
Игроки с помощью считалки выбирают затейника. Игрок и затейник берутся за руки, идут по кругу и произносят:
Игроки останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-либо движение, а игрок старается как можно точнее воспроизвести его. После 2 – 3 повторений игры игроки меняются ролями. Затейник должен показывать разнообразные движения и фигуры.
Сделай фигуру
Под звучащую запись детской песенки (на 15 – 20с) 1-й игрок выполняет танцевальные движения, 2-й игрок наблюдает. Когда звучание песенки прекращается, 1-й игрок останавливается и принимает какую-либо позу. Второй игрок должен угадать, какую фигуру изобразил первый игрок. Игру можно повторить несколько раз, поочередно сменяя друг друга.
Кто самый ловкий
Поставить два детских стульчика на расстоянии 1 – 1,5м друг от друга. Напротив первой пары стульев на расстоянии 3 – 5м поставить еще 2 детских стульчика. На каждый из стульчиков кладется по 5 – 6 кубиков. По команде «Раз, два, не зевай, кубик на пол не роняй!» игроки берут со стула по одному кубику и быстро идут с ними к другому стулу. Здесь они забирают второй кубик, ставят его на первый и несут оба кубика обратно. Этот путь игроки повторяют еще раз с пирамидкой из трех, а затем из четырех кубиков в руке. Игру можно повторить 2 – 3 раза. Поддерживать рукой можно только нижний – правый кубик, поправлять кубики в пути нельзя. Как только пирамидка из кубиков разрушится, играющий прекращает соревнование и выходит из игры. Результаты каждого играющего можно записывать, после нескольких повторений игры подводятся итоги – кто из игроков набрал больше очков.
Тренировка с мячом
Взрослый и ребенок с мячами в руках встают на 1 – 1,5 м на расстоянии друг от друга. Взрослый читает стихотворение и показывает разнообразные упражнения с мячом, которые ребенок повторяет вслед за ним:
Примерные упражнения с мячом:
Физкульт – ура!
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга. Взрослый читает стихотворение, показывает движения, которые ребенок повторяет вслед за ним:
Не намочи ноги
Игроки встают в одну линию на расстоянии 1м друг от друга. В руках каждого игрока по 2 кружка (дощечки). На расстоянии 3 – 5 м напротив каждого из игроков устанавливается флажок. Взрослый объясняет ребенку, что необходимо пройти через «топкое болото», прыгая с «кочки на кочку» (кружки или дощечки), и не замочить ноги. По команде:
Запрещенное движение
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 1 – 1,5 м. Взрослый читает текст:
После этого взрослый выполняет разные движения, ребенок должен повторять их вслед за ним. Одно из движений – «запрещенное», его ребенку повторять нельзя. Например: запрещено выполнять движение «руки к плечам». Взрослый делает разные движения, ребенок их повторяет, неожиданно взрослый выполняет «запрещенное движение». Если ребенок повторит его – он совершил ошибку, игра останавливается. Через некоторое время (10-15с) игру продолжают. По мере усвоения ребенком правил игры можно увеличить темп показа упражнений. При совершении игроком ошибки игру можно не прекращать, а, например, предложить этому игроку сделать шаг вперед, после этого продолжить игру. «Запрещенные» движения следует менять после четырех-пяти повторений игры.
для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, игра влияет на развитие личности ребенка, формирует познавательные способности, развивает речь.
Быстрые машинки
К игрушечным машинкам привязывают веревки одинаковой длины (1 – 1,5м) с палочками на концах. Взрослый и ребенок встают в одну линию, каждый держит в руках палочку, к которой привязана веревка с машинкой. По команде «Раз-два, раз-два, начинается игра!» они, вращая пальцами палочку, наматывают на нее веревку, подтягивая таким образом к себе машинку.
Побеждает тот игрок, чья машинка «приедет» первой.
Раз, два, три – смотри
На столе расставляются 6 – 10 игрушек. Взрослый и ребенок рассматривают их. Затем водящий предлагает 2-му игроку повернуться спиной и закрыть глаза, а в это время убирает или добавляет две-три игрушки. По команде водящего «Раз, два, три, - смотри!» 2-й игрок открывает глаза, поворачивается и отвечает на вопросы водящего: «Какие игрушки исчезли? Больше стало игрушек или меньше? На сколько?» и другое.
Побеждает игрок, который во время игры будет более внимательным.
Собери кубики
На полу в произвольном порядке расставляются 10 – 12 кубиков. По команде «Раз, два, три, кубики собери!» играющие начинают собирать кубики по одному и относить их в заранее определенное каждому место. Побеждает игрок, который соберет больше кубиков. Можно играть в другие варианты игры: «Кто соберет больше игрушек», «У кого флажков больше». Подобным образом можно играть в «Разноцветные кубики». В этом варианте каждый из игроков собирает кубики только одного цвета.
Кенгуру
Играющие встают на одну линию с мячом (диаметром 18 – 20см) в руках. По команде «Начинаем мы игру. Быстро прыгай, кенгуру!» игроки зажимают мяч между коленями и прыжками передвигаются вперед до заранее установленной (на расстоянии 3 – 4м) кегли.
В соревновании побеждает игрок, который первым прискачет к финишу, не потеряв при этом свой мяч.
Волшебный мешочек
Первому игроку непрозрачным платком завязывают глаза и дают в руки «волшебный мешочек», в который помещены 5 – 6 различных предметов. Игрок достает из мешочка предмет и, ощупывая его, должен определить, что он достал. Когда мешочек опустеет, игроки меняются ролями. В мешок можно положить другие предметы. Игра повторяется со вторым участником. Побеждает тот из игроков, кто правильно угадает наибольшее число предметов.
Назови насекомое
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 1м. В руках у взрослого мяч, который он пять раз подряд кидает ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет любое известное ему насекомое (пчела, муравей, кузнечик, шмель, муха, оса, стрекоза, бабочка и другое). Взрослый считает названных насекомых. При каждом повторении игры игроки меняются ролями.
Можно играть в другие варианты игры, например «Назови фрукт», «Назови животное», «Назови цветы» и другое.
Подвижные игры
для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Затейникдля детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Игроки с помощью считалки выбирают затейника. Игрок и затейник берутся за руки, идут по кругу и произносят:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно, вместе
Сделаем… вот так.
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно, вместе
Сделаем… вот так.
Игроки останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-либо движение, а игрок старается как можно точнее воспроизвести его. После 2 – 3 повторений игры игроки меняются ролями. Затейник должен показывать разнообразные движения и фигуры.
Сделай фигуру
Под звучащую запись детской песенки (на 15 – 20с) 1-й игрок выполняет танцевальные движения, 2-й игрок наблюдает. Когда звучание песенки прекращается, 1-й игрок останавливается и принимает какую-либо позу. Второй игрок должен угадать, какую фигуру изобразил первый игрок. Игру можно повторить несколько раз, поочередно сменяя друг друга.
Кто самый ловкий
Поставить два детских стульчика на расстоянии 1 – 1,5м друг от друга. Напротив первой пары стульев на расстоянии 3 – 5м поставить еще 2 детских стульчика. На каждый из стульчиков кладется по 5 – 6 кубиков. По команде «Раз, два, не зевай, кубик на пол не роняй!» игроки берут со стула по одному кубику и быстро идут с ними к другому стулу. Здесь они забирают второй кубик, ставят его на первый и несут оба кубика обратно. Этот путь игроки повторяют еще раз с пирамидкой из трех, а затем из четырех кубиков в руке. Игру можно повторить 2 – 3 раза. Поддерживать рукой можно только нижний – правый кубик, поправлять кубики в пути нельзя. Как только пирамидка из кубиков разрушится, играющий прекращает соревнование и выходит из игры. Результаты каждого играющего можно записывать, после нескольких повторений игры подводятся итоги – кто из игроков набрал больше очков.
Подвижные игры
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
В играх ребенок учится соблюдать правила, контролировать свои поступки и объективно их оценивать, понимать, что такое справедливость.
Тренировка с мячом
Взрослый и ребенок с мячами в руках встают на 1 – 1,5 м на расстоянии друг от друга. Взрослый читает стихотворение и показывает разнообразные упражнения с мячом, которые ребенок повторяет вслед за ним:
Веселый разноцветный мяч,
Он прыгает, несется вскачь,
Взлетает вверх,
Стремится вниз,
Он выполнит любой каприз!
Мы будем с мячиком играть,
Он нам с тобой не даст скучать.
Он прыгает, несется вскачь,
Взлетает вверх,
Стремится вниз,
Он выполнит любой каприз!
Мы будем с мячиком играть,
Он нам с тобой не даст скучать.
Примерные упражнения с мячом:
- подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши (1 – 3 раза) и поймать его двумя руками;
- ударить мяч об пол двумя руками, хлопнуть в ладоши и поймать его двумя руками;
- подбросить мяч вверх правой, а поймать левой рукой (и наоборот);
- перебрасывать мяч из правой руки в левую руку и обратно;
- ударить мяч об пол правой рукой, а поймать левой рукой (и наоборот);
- подбросить мяч вверх, присесть – встать и поймать его;
- подбросить мяч из-за спины двумя руками, а поймать его спереди;
- подбросить и поймать мяч двумя или одной рукой сидя, сложив ноги по-турецки;
- то же с хлопками.
Физкульт – ура!
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга. Взрослый читает стихотворение, показывает движения, которые ребенок повторяет вслед за ним:
Чтоб расти и закаляться Не по дням, а по часам, | Шагают на месте, высоко поднимая колени, энергично взмахивая руками. |
Физкультурой заниматься, Заниматься надо нам. | Стоят, ноги врозь. Руки вперед, затем руки вверх, в стороны, вниз. |
И мы уже сегодня Сильнее, чем вчера. | Выполняют наклоны вправо-влево, руки на поясе. |
Физкульт – ура! Физкульт – ура! Физкульт – ура! | Выполняют прыжки на месте на двух ногах, руки на поясе. |
Нам пилюли и микстуру И в мороз, и в холода | Разводят руки в стороны, затем обеими руками обхватывают себя за плечи (2 раза) |
Заменяют физкультура И холодная вода. | Выполняют наклоны вниз, руки вперед, ладони рук вперед. |
И мы уже сегодня Сильнее, чем вчера. | Выполняют «пружинку», руки на поясе. |
Физкульт – ура! Физкульт – ура! Физкульт – ура! | Выполняют прыжки: ноги врозь – ноги вместе, руки на поясе. |
Не боимся мы простуды, Нам ангины нипочем, | Поочередно с силой выпрямляют вперед правую и левую руки, кисти рук сжаты в кулаки. |
Мы коньки и лыжи любим, Дружим с шайбой и мячом. | Слегка наклоняются вперед, выполняют поочередные маховые движения руками вперед-назад. |
И мы уже сегодня Сильнее, чем вчера. | Шагают на месте. |
Физкульт – ура! Физкульт – ура! | Хлопают в ладоши. |
Физкульт – ура! | Поднимают руки вверх в стороны. |
Не намочи ноги
Игроки встают в одну линию на расстоянии 1м друг от друга. В руках каждого игрока по 2 кружка (дощечки). На расстоянии 3 – 5 м напротив каждого из игроков устанавливается флажок. Взрослый объясняет ребенку, что необходимо пройти через «топкое болото», прыгая с «кочки на кочку» (кружки или дощечки), и не замочить ноги. По команде:
Через топкое болото
Перебраться нам охота.
По кочкам дружно мы пойдем,
Через болото перейдем.
Раз-два, не зевай,
Перебираться начинай!
Игроки кладут на пол один кружок (дощечку) и становятся на него, затем кладут второй на расстоянии шага и переходят на него. После этого берут тот кружок, который находится сзади, и вновь кладут впереди себя по направлению движения к своему флажку. Далее, продолжая те же действия, доходят до флажков. Побеждает игрок, быстрее выполнивший задание.Перебраться нам охота.
По кочкам дружно мы пойдем,
Через болото перейдем.
Раз-два, не зевай,
Перебираться начинай!
Запрещенное движение
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 1 – 1,5 м. Взрослый читает текст:
Чтобы всем нам закаляться,
Не болеть и не хворать,
Нужно делать всем зарядку
И движения выполнять!
Кто там спит в постели сладко?
Выбегайте на зарядку!
Вы старайтесь, не зевайте,
Упражнения выполняйте!
Не болеть и не хворать,
Нужно делать всем зарядку
И движения выполнять!
Кто там спит в постели сладко?
Выбегайте на зарядку!
Вы старайтесь, не зевайте,
Упражнения выполняйте!
После этого взрослый выполняет разные движения, ребенок должен повторять их вслед за ним. Одно из движений – «запрещенное», его ребенку повторять нельзя. Например: запрещено выполнять движение «руки к плечам». Взрослый делает разные движения, ребенок их повторяет, неожиданно взрослый выполняет «запрещенное движение». Если ребенок повторит его – он совершил ошибку, игра останавливается. Через некоторое время (10-15с) игру продолжают. По мере усвоения ребенком правил игры можно увеличить темп показа упражнений. При совершении игроком ошибки игру можно не прекращать, а, например, предложить этому игроку сделать шаг вперед, после этого продолжить игру. «Запрещенные» движения следует менять после четырех-пяти повторений игры.