Пятница, 27.12.2024, 05:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБДОУ "ЦРР - Детский сад № 9 «Родничок» г. Няндома

Меню сайта
Запись в школу
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Оставить отзыв
Онлайн анкета
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 156
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Что делать с "почемучкой"

Развитие познавательных интересов у детей начинается с самого раннего возраста. Внешне познавательные интересы выражаются в форме вопросов. От нашего отношения к подобным вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы крепнуть и развиваться или, не поддержанные нами, увядать на корню. Степень же развития познавательной активности ребенка во многом определяет и школьную судьбу. Ведь прочный успех в учении, как мы уже говорили, зависит в значительной степени от уровня развития «бескорыстной» любознательности ребенка, его стремления узнать новое. Дети же интеллектуально пассивные, как правило, испытывают в учении постоянные трудности – они ничем не интересуются, не привыкали к активной мыслительной деятельности, которая для них тягостна, а не радостна. И потому они часто склонны заучивать новый материал без понимания, действовать по заданному шаблону, пользоваться подсказкой и  т.п.
Первые же «выходы» познавательной детской активности – это те вопросы, которыми малыши начинают осаждать вас с 3 – 4 лет. Поначалу, конечно, умственная активность малыша эпизодична. Но этот первоначальный эпизодический интерес необходимо превратить в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребенка. И именно родители могут обеспечить это.
Ваш ребенок ходит в детский сад. Там ему читают книги, проводят специальные беседы о животных, растениях, разных профессиях. Он с большим интересом слушает эти рассказы и, придя домой, конечно же торопится поведать родителям об увиденном и услышанном. Вот он сообщает: «нам сегодня ежика показывали. Почему он такой колючий?» вы можете воспользоваться его вопросом и не только ответить на него, но и прочитать соответствующие книжки, сходить на экскурсию в зоопарк, дать ему возможность самому ответить на вопросы взрослых. Все это способствует превращению эпизодических интересов ребенка в устойчивое стремление больше знать.
Дети 3 – 4 лет чаще всего задают вопросы, касающиеся названий новых предметов, явлений, отдельных качеств, типа: «Что это?», «Кто это?», «Где он?», «Как зовут?» и т.п. Далее познавательные интересы малыша смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Ребенка 4 – 5 лет начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, взаимосвязь причин и следствий. Теперь в формулировках детей вопрос «что?» устойчиво сменяется на «почему?» и «зачем?»: «Почему идет дождь?», «Зачем у ежика колючки?», «Почему в холодильнике лед?» и т.п.
К концу дошкольного возраста ребенка начинают интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности, причины и следствия в отношениях предметов, «технология» их изготовления. Это связано с развитием логического мышления детей. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логичные выводы.
Постоянно расширяя представления детей об окружающем мире, мы не только даем материал для развития их мышления, но и открываем новые возможности для развития познавательных интересов.
Для знакомства детей с разными сферами действительности можно использовать вопрос, который задал ребенок о чем-нибудь уже знакомом ему, или специально обратить внимание малыша на какое-нибудь новое для него явление и побеседовать об этом: какие цветы растут в поле, где живут воробьи, почему одни птицы улетают на зиму, а другие остаются. Можно сводить ребенка в заранее продуманную вами экскурсию, в кино, в театр, поговорить о том, что ребенок увидел, дать дополнительные объяснения. Так возникает «цепная реакция» любознательности: новые знания вызывают и новые интересы, вопросы, и постепенно у ребенка расширяются его представления о действительности.
Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности. Вы можете попросить ребенка помочь вам по дому, сделать кормушку для птиц, послушать в месте с вами любимую пластинку. Возникающее у ребенка в таких случаях чувство причастности к миру взрослых делает эти общие занятия особенно ценными и значимыми для него. В домашних делах возникает много маленьких практических проблем, при решении которых развивается мышление ребенка. Очень важно при этом, чтобы ребенок не оставался просто слушателем, зрителем, помощником, лишь выполняющим указания взрослых, - что-то он непременно должен сделать сам, на какие-то вопросы ответить самостоятельно. Только в этом случае мы можем добиться желаемого результата в развитии его познавательной активности.
Следует постоянно ставить перед ребенком вопросы, на которые он мог бы ответить, давать ему простые задачки, которые он мог сам решить. В свободное время на прогулке вы можете поиграть в «Угадайку», т.е. задать ребенку вопросы, на которые ему надо самостоятельно ответить. Например: «Почему зимой на окнах узоры, а летом их нет?»,  «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик? Почему?», «Где дальше прокатится мячик: на траве или на асфальте? Почему?» и т.п. Следует разобрать ответы ребенка, объяснить ему, почему тот или другой ответ правильный, а иной – нет.
С детьми постарше можно поиграть в придумывание вопросов: поставить перед ребенком знакомый предмет и попросить его подумать, какие вопросы он бы задал об этом предмете. На прогулке предложите ребенку задавать вопросы обо всем увиденном. Подобные игры нравятся детям, вызывают у них живой интерес к окружающей действительности. От родителей в первую очередь зависит уровень умственной активности ребенка, определяющий его успехи в различных видах деятельности, а затем и в обучении.