Все взрослые были когда-то детьми. Все мы – «родом из детства». Детские годы, наверное, самый важный период жизни человека, когда формируется личность, характер, взгляды на жизнь, отношение к себе и к другим. Многие внутренние проблемы взрослого человека, его трудности во взаимодействии с другими людьми, его уверенность (или неуверенность) в себе, его интересы и способности (или их отсутствие) зарождаются в детские годы. Чтобы понять причины тех или иных поступков и проблем взрослого человека, психологи, как правило, пытаются заглянуть в его детство. Именно в этом временном отрезке нужно искать истоки характера и личностных особенностей людей. Серьезные литературные произведения, как правило, начинаются с описания детских лет героев – периода, когда закладываются основы его личности и все дальнейшие события жизни. Да и сам человек обычно с особой теплотой и легкой грустью порой возвращается мысленно в то светлое время, когда он был маленьким… Как правило, мы любим рассказывать о том, как росли, рассматривать свои детские фотографии, обращаться к каким-то мелким, но на самом деле очень важным событиям своей детской жизни. В этих воспоминаниях человек черпает душевные силы, вдохновение и защиту от повседневной пошлости и жестокости, которые иногда переполняют нашу жизнь. Воспоминания о счастливом, безмятежном детстве часто помогают взрослым устоять перед жизненными невзгодами, служат барьером для проникновения в душу зла, черствости, безразличия.
Особую важность детских лет подчеркивали практически все выдающиеся писатели и поэты. Вот как писал о них Ф.М. Достоевский: «…Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное из детства, из родительского дома… Если много набрать таких воспоминаний, то спасен человек на всю жизнь». А вот высказывание Л.Н. Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником наслаждений». Детство большинством людей вспоминается как самое счастливое время жизни.
Самый счастливый и важный период детства – это период от 3 до 7 лет, т.е. тот возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый период жизни хорош по-своему, но ценность и прелесть дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо.
Это возраст, когда ребенок уже может отдавать себе отчет в своих впечатлениях, может осознать и рассказать, что видел, что его волнует, что он хочет. Воспоминания дошкольного детства (в отличие от самых первых лет жизни) надолго остаются в памяти человека и освещают его зрелые годы.
Это возраст, когда каждый день происходят новые встречи – с бабочками и улитками, с машинами и самолетами, со сказками и песенками, с добром и злом. И каждая встреча – это открытие нового мира, это удивление, потрясение, восторг. Дошкольник напряженно впитывает и усваивает все, с чем он встречается. Эти встречи с новыми мирами накапливаются не только в его памяти, но и в душе, оформляя и формируя ее.
Это возраст игры и сказки, когда воображение начинает работать так ярко, что трудно отличить выдуманное от реального. Дошкольник живет в мире живых и говорящих игрушек, волшебства и чудесных превращений, добрых фей и злых колдунов. Игра и реальность неразличимы настолько, что нельзя сказать, когда ребенок играет, а когда нет: он все делает играя.
Это возраст активного действия, когда невозможно о чем-то думать или переживать «про себя», молча – обязательно нужно говорить, двигаться, что-то делать руками или ногами. Дошкольник полностью, целиком включается в то, что он делает и что происходит вокруг. Он не может быть равнодушным наблюдателем или отстраненным зрителем – даже в детском театре. Он активно вмешивается в события и бурно их переживает.
Это возраст, когда в жизнь ребенка шумно и уверенно входят другие дети – сверстники. Он начинает строить свои отношения с другими детьми – вместе играть, отстаивать свои интересы, уступать, помогать другим. Общие игры, ссоры, привязанности, дружба, согласие и разногласия начинают все больше волновать и заполнять жизненное пространство дошкольника.
Словом, это, наверное, самый прекрасный возраст жизни человека, наполненный радостью, удивлением, любовью, не омраченный еще никакими обязанностями и заботами. Но этот возраст быстро проходит. «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность в любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучших добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность в любви – были единственными побуждениями в жизни?» - задает свои риторические вопросы Л.Н. Толстой. И ответы на них, увы, однозначны.
Но все же, несмотря на невозвратимость этой прекрасной поры, ее могут в том или ином виде вернуть наши дети. Именно с ними и через них у родителей появляется возможность по-новому увидеть дождик и солнышко, червяков и бабочек, машины и самолеты. А какое счастье в первый раз отвести малыша в зоопарк, в цирк, в театр! Ведь любящие родителя все воспринимают глазами своего ребенка. Как хочется ему все показать и вместе с ним пережить яркую, непосредственную реакцию. Словом, дошкольное детство – это счастливый возраст не только для ребенка, но и для его родителей. Общие игры и занятия помогут уже солидным людям заново пережить эту счастливую пору дошкольного детства и по-новому, с высоты своего возраста оценить его важность и прелесть.
Однако счастливое детство – не природный дар и не прямое следствие возраста ребенка. Оно не дается само собой. Это всегда результат совместной жизни ребенка и взрослых. Оно невозможно без любви, участия и внимания родителей. Может быть, детство потому и воспринимается как самая счастливая пора жизни, что никогда потом нам не достается так много абсолютной и безусловной любви. Родители, бабушки и дедушки любят, а иногда просто обожают ребенка не за какие-то особые достижения и заслуги, а просто так, за то, что он есть.
К сожалению, далеко не всегда и не у всех дошкольное детство бывает счастливым.
В последнее время все чаще встречаются несчастные родители и, соответственно, несчастные дети. Мир взрослых становится закрытым для детей. Явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений детей с родителями в последние десятилетия наблюдается во многих семьях. Предоставленные сами себе дети дошкольного возраста не могут найти интересное занятие, узнать новые сказки, увидеть все краски окружающего мира, а значит, пережить полноценное дошкольное детство.
Трудности родителей связаны не только с их повышенной занятостью, но и с тем, что быть родителем – дело довольно трудное.
Особую важность детских лет подчеркивали практически все выдающиеся писатели и поэты. Вот как писал о них Ф.М. Достоевский: «…Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное из детства, из родительского дома… Если много набрать таких воспоминаний, то спасен человек на всю жизнь». А вот высказывание Л.Н. Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником наслаждений». Детство большинством людей вспоминается как самое счастливое время жизни.
Самый счастливый и важный период детства – это период от 3 до 7 лет, т.е. тот возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый период жизни хорош по-своему, но ценность и прелесть дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо.
Это возраст, когда ребенок уже может отдавать себе отчет в своих впечатлениях, может осознать и рассказать, что видел, что его волнует, что он хочет. Воспоминания дошкольного детства (в отличие от самых первых лет жизни) надолго остаются в памяти человека и освещают его зрелые годы.
Это возраст, когда каждый день происходят новые встречи – с бабочками и улитками, с машинами и самолетами, со сказками и песенками, с добром и злом. И каждая встреча – это открытие нового мира, это удивление, потрясение, восторг. Дошкольник напряженно впитывает и усваивает все, с чем он встречается. Эти встречи с новыми мирами накапливаются не только в его памяти, но и в душе, оформляя и формируя ее.
Это возраст игры и сказки, когда воображение начинает работать так ярко, что трудно отличить выдуманное от реального. Дошкольник живет в мире живых и говорящих игрушек, волшебства и чудесных превращений, добрых фей и злых колдунов. Игра и реальность неразличимы настолько, что нельзя сказать, когда ребенок играет, а когда нет: он все делает играя.
Это возраст активного действия, когда невозможно о чем-то думать или переживать «про себя», молча – обязательно нужно говорить, двигаться, что-то делать руками или ногами. Дошкольник полностью, целиком включается в то, что он делает и что происходит вокруг. Он не может быть равнодушным наблюдателем или отстраненным зрителем – даже в детском театре. Он активно вмешивается в события и бурно их переживает.
Это возраст, когда в жизнь ребенка шумно и уверенно входят другие дети – сверстники. Он начинает строить свои отношения с другими детьми – вместе играть, отстаивать свои интересы, уступать, помогать другим. Общие игры, ссоры, привязанности, дружба, согласие и разногласия начинают все больше волновать и заполнять жизненное пространство дошкольника.
Словом, это, наверное, самый прекрасный возраст жизни человека, наполненный радостью, удивлением, любовью, не омраченный еще никакими обязанностями и заботами. Но этот возраст быстро проходит. «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность в любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучших добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность в любви – были единственными побуждениями в жизни?» - задает свои риторические вопросы Л.Н. Толстой. И ответы на них, увы, однозначны.
Но все же, несмотря на невозвратимость этой прекрасной поры, ее могут в том или ином виде вернуть наши дети. Именно с ними и через них у родителей появляется возможность по-новому увидеть дождик и солнышко, червяков и бабочек, машины и самолеты. А какое счастье в первый раз отвести малыша в зоопарк, в цирк, в театр! Ведь любящие родителя все воспринимают глазами своего ребенка. Как хочется ему все показать и вместе с ним пережить яркую, непосредственную реакцию. Словом, дошкольное детство – это счастливый возраст не только для ребенка, но и для его родителей. Общие игры и занятия помогут уже солидным людям заново пережить эту счастливую пору дошкольного детства и по-новому, с высоты своего возраста оценить его важность и прелесть.
Однако счастливое детство – не природный дар и не прямое следствие возраста ребенка. Оно не дается само собой. Это всегда результат совместной жизни ребенка и взрослых. Оно невозможно без любви, участия и внимания родителей. Может быть, детство потому и воспринимается как самая счастливая пора жизни, что никогда потом нам не достается так много абсолютной и безусловной любви. Родители, бабушки и дедушки любят, а иногда просто обожают ребенка не за какие-то особые достижения и заслуги, а просто так, за то, что он есть.
К сожалению, далеко не всегда и не у всех дошкольное детство бывает счастливым.
В последнее время все чаще встречаются несчастные родители и, соответственно, несчастные дети. Мир взрослых становится закрытым для детей. Явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений детей с родителями в последние десятилетия наблюдается во многих семьях. Предоставленные сами себе дети дошкольного возраста не могут найти интересное занятие, узнать новые сказки, увидеть все краски окружающего мира, а значит, пережить полноценное дошкольное детство.
Трудности родителей связаны не только с их повышенной занятостью, но и с тем, что быть родителем – дело довольно трудное.