Четверг, 21.11.2024, 10:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБДОУ "ЦРР - Детский сад № 9 «Родничок» г. Няндома

Меню сайта
Запись в школу
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Оставить отзыв
Онлайн анкета
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 156
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Многое зависит от Вас

Порою нам, родителям, кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для этого – обеспечивать безопасность детей, кормить, одевать, покупать им игрушки. Но это не так. Окружающие взрослые – хотят они того или нет – постоянно воспитывают ребенка, формируют его душу. Такое воспитание происходит неизбежно и совершенно незаметно для родителей. Иногда родители думают, что воспитание – это какие-то специальные педагогические воздействия, или объяснения правильных и неправильных действий, или приведение положительных и отрицательных примеров. Но в большинстве случаев такие методы мало помогают. А вот то, как мы живем, как разговариваем друг с другом, как относимся к своему малышу, что делаем в месте с ним, - все это ребенок обязательно впитывает в себя, и вся наша с ним совместная жизнь как раз и воспитывает его. Так что родители не только помогают детям нормально жить и расти, но и воспитывают их, способствуют (а иногда и препятствуют) их психическому развитию. Ребенок не может стать нормальным, полноценным человеком, если он не получает достаточно внимания и заботы со стороны близких взрослых. Сам по себе малыш никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он сможет освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними. Никакие роботы, радионяни или компьютеры никогда не заменят маленькому ребенку родных людей – папу и маму, бабушку и дедушку. Именно в общении, в совместной жизни с ними рождаются его чувства, мысли, желания и поступки.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От вашего отношения к малышу, от количества и качества общения зависит и уровень развития его способностей, и характер, и само будущее. Но главное даже не этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не станет полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может он может получить прежде всего в семье, от своих родителей.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с вами. Известно, что дети, первые годы жизни которых прошли в недостатке эмоционального общения с родителями, даже при хорошем материальном обеспечении резко отстают в своем  психическом и человеческом развитии: они менее самостоятельны, позже начинают говорить, думать, решать задачи и главное – они совершенно лишены инициативы, воображения и сочувствия к другим людям. Такой дефицит общения возникает не только в детском доме, где дети растут совсем без родителей. Он может возникнуть и в достаточно обеспеченных семьях, если малыш большую часть дня проводит с холодной, молчаливой няней, или в семье, где мама и папа обращают мало внимания на ребенка, или когда родители придерживаются тактики «строгого» воспитания младенца. Можно с уверенностью сказать, что любовь и понимание родителей являются той действенной, созидающей силой, которая строит душу ребенка, закладывает его характер, его отношение к миру и к самому себе. Поэтому ребенок – это всегда «произведение» своих родителей, поскольку они его производят не только физически, но и духовно, душевно, социально.
Уже с первых дней жизни малыш нуждается не только в уходе и кормлении, но и в общении с взрослым. Однако содержание потребности в общении меняется и развивается вместе с младенцем. Посмотрим, как это происходит.
Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые 2-3 недели он не видит и не воспринимает даже свою маму. Но несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря  любви близких взрослых, которая выражается в таких вот, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом – в 3 – 4 месяца – уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по свои делам, - громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого – это первая и основная потребность малыша.
Некоторые родители считают «сюсюканье» и нежности с младенцем ненужными и даже вредными. Стремясь его не баловать, не приучать к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои родительские обязанности: кормят по часам, перепеленывают, гуляют и т.д., не выражая никаких родительских чувств. Такое строгое, формальное воспитание в младенческом возрасте очень опасно. Дело в том, что во время положительных эмоциональных контактов с взрослым происходит не только удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития личности ребенка, его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и пр. Зародыши всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери с младенцем. Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин (оторванности от матери или занятости родителей и пр.) не получает достаточно внимания и тепла от близких взрослых, это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными в себе или, напротив, очень жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому родителям необходимо понимать, как важно для младенца простое внимание и доброжелательность близких взрослых.
Младенец еще не выделяет отдельных качеств другого человека. Ему совершенно безразличны уровень знаний и умений взрослого, его социальное или имущественное положение; ему даже все равно, как взрослый выглядит и во что одет. Малыша привлекает только личность взрослого и его отношение к нему. Поэтому, несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами: взрослый выступает не как средство для чего-то (игры, познания, самоутверждения), а именно как целостная и самоценная личность. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами, улыбками, гуление ребенка и ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, - внимание и доброжелательность. Потребность во внимании и доброжелательности остается у человека на всю жизнь, но в младенческом возрасте она является главной  и единственной. В дальнейшем к ней добавляются другие, более сложные формы потребности в общении.
Уже во втором полугодии жизни при нормальном развитии малыша начинает притягивать не только сам взрослый человек, но и окружающие предметы. Взрослый становится нужен и интересен ребенку не сам по себе, не только своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. На первый план выходят «деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения. Главное для малыша – действовать с окружающими предметами, взрослый же становится помощником в этих действиях и образцом того, что и как нужно делать. Ребенок уже может самостоятельно манипулировать с предметами, принимать различные позы. В общении с родителями он активно пользуется жестами, позами, выразительными движениями.
Сначала младенец тянется только к тем предметам и игрушкам, которые показывают ему взрослые. В комнате может находиться много интересных игрушек, но он не будет обращать на них никакого внимания, скучая среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из них и покажет, как можно с ней играть: как можно двигать машину, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу и т.п. – малыш потянется именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной. Это происходит по двум причинам. Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу чего и наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Данные предметы становятся нужными и предпочтительными потому, что они – в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек способен показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к малышу, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве, в общих действиях с предметами и игрушками является основной для младенца раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Значение такого общения для него огромно. Во-первых, ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами – ложкой, расческой, горшком, а также играть с игрушками, одеваться, умываться и т.д. Играя с кубиками, разрезными картинками, вкладышами, пирамидками, наблюдая и чувствуя их перемещение в пространстве, малыш не только учится правильно действовать с этими предметами, но и формирует свое восприятие, память, практическое мышление, которые и являются первой формой интеллекта. Во-вторых, здесь обнаруживают себя активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя с предметами, он впервые ощущает свою независимость от взрослого и свободу в своих действиях. Это практически единственная деятельность, в которой малыш чувствует себя самостоятельным, компетентным, уверенным. Так он постепенно становится субъектом деятельности и самостоятельным партнером по общению. В-третьих, в таком общении произносятся первые слова ребенка. Ведь для того чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т.е. произнести слово. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. Так, во взаимодействии со взрослым относительно предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения и мышления – речь.
Появление и развитие речи делает возможным резкий скачок в психическом развитии ребенка. Речь перестраивает все психические процессы малыша (восприятие, память, внимание, мышление) и конечно же общение с взрослым. Начиная примерно с 3 лет предметом общения  детей с взрослым могут стать уже явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным.
Явным свидетельством появления у ребенка внеситуативного общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерности живой и неживой природы. Детей интересует, чем питаются и где живут разные звери и насекомые, как устроены машины, почему летом жарко, а зимой холодно и т.п. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.
В дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и совместных игр. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к нему, к его вопросам, интересам и действиям. В возрасте с 4 до 6 лет потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью малыша. В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до 3 лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут его оценки. Им важно, чтобы родители не просто заметили, но обязательно похвалили их действия. Если дошкольнику слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивая неумение или неспособность к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его. Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию – это поощрение его успехов, похвала его действий. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать? Конечно, можно объективно оценивать возможности ребенка, постоянно делать ему замечания, сравнивая плохие его рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая учиться рисовать. Но тогда у него пропадает всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от занятия, которое вызывает сплошные замечания и нарекания со стороны взрослых. В итоге он не только не научится лучше рисовать, но и будет избегать этого занятия. А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже несуществующие) достоинства, способность ребенка к рисованию, чем давать работе малыша отрицательную оценку.
Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и чаще. А это конечно же принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности.
Итак, для ребенка 3-5 лет характерны хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в данной конкретной ситуации; любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в его детских вопросах; потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.
Однако со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельного человека начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают не познавательные, а личностные темы, касающиеся жизни людей.
Взрослый по-прежнему остается для ребенка источником новых знаний,  и дети так же нуждаются в его уважении и признании. Но для дошкольника становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других детей), при этом весьма существенно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и с ровесниками.
Такое стремление конечно же должны поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой, давать оценку их действиям. Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Однако их волнует уже не только оценка собственных конкретных умений, но и моральных качеств и личности в целом. Уверенность ребенка в том, что его любят, понимают и принимают, избавляет от необходимости постоянно самоутверждаться и доказывать собственную ценность. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относится к замечаниям старших, касающимся отдельных его действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка, скажем, его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы сам ребенок в целом был хорошим, т.е. положительно оценивался взрослым.
Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого – отличительная особенность старших дошкольников. Им хочется быть хорошими, поступать правильно, получать поддержку и понимание взрослых. Если родители часто говорят дошкольнику, что он жадный, ленивый, трусливый и пр., это может его сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Ибо и в этом возрасте, опять же для поддержания стремления «быть хорошим», значительно более полезно поощрение правильных поступков и положительных качеств ребенка, чем осуждение его недостатков.
Взрослые начинают выступать для дошкольника совсем в другом качестве, нежели раньше. Родитель является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, не только партнером по игре, но и конкретной личностью с определенными качествами (своим положением в обществе, возрастом, профессией и т.д.). Все эти качества очень важны для старших дошкольников. Кроме того, взрослый – это еще и компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», а также образец для подражания.
Итак, в первые семь лет жизни последовательно возникают главные виды потребности ребенка в общении с другими людьми: потребность во внимании, в сотрудничестве, уважении, сопереживании и взаимопонимании. От того, как и насколько полно родители удовлетворяют эти потребности, зависят не только их отношения с ребенком, но и успешность развития самого ребенка, т.е. своевременное формирование его способностей и личных качеств.