Застенчивость – одна из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении и отношениях людей, таких, в частности, как проблема знакомства с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других и т.п.
Происхождение этой особенности, как и большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 3 – 4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в 3 года, сохраняют это качество в дальнейшем. Возникнув в дошкольном возрасте, застенчивость становится, таким образом, у некоторых детей устойчивой чертой личности, во многом усложняющей и омрачающей жизнь человека. Вот почему очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.
В поведении застенчивых детей обычно отражается борьба двух противоположных тенденций: с одной стороны, ребенок хочет, например, подойти к незнакомому взрослому и начинает движение к нему, но, с другой, по мере приближения он останавливается, возвращается назад или обходит этого человека стороной.
При встрече с новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха. Застенчивые дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы малознакомого взрослого или воспитателя на занятиях.
Данные особенности легко заметить, наблюдая за поведением ребенка. Детей, у которых эти особенности проявляются слишком часто, в том числе и в безопасных ситуациях, можно отнести к группе застенчивых.
Что кроется за таким поведением?
Как показывают данные исследований, застенчивых детей отличает повышенная чувствительность к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). У застенчивых детей наблюдается обостренное ожидание и восприятие оценки. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание замедляет деятельность и вызывает новый всплеск робости и смущения. Дети ведут себя застенчиво в ситуациях, в которых ожидают неуспеха в деятельности. Застенчивость проявляется в том, что ребенок, с одной стороны, хочет привлечь к себе внимание, но, с другой стороны, очень боится выделиться из группы сверстников, оказаться в центре внимания.
Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны с отношением к себе и восприятием отношения других.
Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение. Особенно ярко это проявляется в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразному способу усиления «я»: они приносят на занятие любимую игрушку и в случае затруднения прижимают ее к себе или просят взять с собой сверстника. Неизвестность оценки взрослого парализует ребенка; он всеми силами стремится уйти от этой ситуации, переключить внимание с себя на что-то другое.
Следует отметить, что по уровню умственного развития и по успешности в предметной деятельности застенчивые дети не уступают своим сверстникам. Более того, застенчивые дети нередко гораздо лучше справляются с заданиями, чем их незастенчивые ровесники. Но в случае неудачи или отрицательной оценки они менее настойчивы в достижении результата. Для всех застенчивых детей характерно острое переживание отрицательной оценки взрослого, часто парализующее как их практическую деятельность, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок стремится к активному поиску ошибки и привлечению внимания взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.
Итак, застенчивый ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои потребности. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым хорошим или даже лучшим и в то же время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с незнакомыми людьми застенчивость обнаруживается ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует его инициативу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и полноценном общении.
Признание и уважение других всегда выступают для застенчивого ребенка в качестве главного смысла жизни, заслоняя и познавательные, и деловые интересы, что препятствует реализации собственных его способностей и нормальному общению со сверстниками. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, личностный фактор уходит в тень; в общении же с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в уходе в себя, а иногда в принятии маски равнодушия. Мучительное переживание своего «я», собственной уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить свои, подчас очень хорошие, способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда застенчивый ребенок «забывает о себе», он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые сверстники.
Мы рассмотрели некоторые наиболее типичные формы конфликтного отношения ребенка к окружающим. Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что такие дети существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и их приходится все время призывать к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают любых контактов.
Однако несмотря на очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологическим проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Причем проблемы таких детей – не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности и реалистичности. Их самооценка может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с таковыми. Все это само по себе не является источником личностных проблем. Главная причина конфликтов ребенка с собой и с другими заключается в доминанте на собственной ценности и связанной с ней сосредоточенности на том, «что я значу для других». Такое ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро аффективно переживает их отношение. Его «я» находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать его. Но во всех случаях он уверен, что окружающие думают исключительно о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное.
И дело даже не в том, что такой ребенок неверно оценивать себя с точки зрения окружающих, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, скрывая другие аспекты окружающего мира и других людей. Он не видит, не воспринимает всего того, что не относится к его «я», не видит окружающих его детей. Вернее, он видит в них исключительно отношение к себе и оценку себя. Другие люди превращаются для него в зеркала, в которых он воспринимает только себя – свои достоинства или недостатки, восхищение собой или пренебрежение к себе. Все это замыкает ребенка на самом себе, мешает видеть и слышать других, приносит острые болезненные переживания одиночества, своей «недооцененности», «незамеченности». Самоутверждение, демонстрация личных достоинств или сокрытие собственных недостатков остаются ведущими мотивами поведения ребенка, при этом другие люди сами по себе вовсе не интересуют его.
Все это, естественно, отражается на положении ребенка в группе сверстников.
Происхождение этой особенности, как и большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 3 – 4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в 3 года, сохраняют это качество в дальнейшем. Возникнув в дошкольном возрасте, застенчивость становится, таким образом, у некоторых детей устойчивой чертой личности, во многом усложняющей и омрачающей жизнь человека. Вот почему очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.
В поведении застенчивых детей обычно отражается борьба двух противоположных тенденций: с одной стороны, ребенок хочет, например, подойти к незнакомому взрослому и начинает движение к нему, но, с другой, по мере приближения он останавливается, возвращается назад или обходит этого человека стороной.
При встрече с новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха. Застенчивые дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы малознакомого взрослого или воспитателя на занятиях.
Данные особенности легко заметить, наблюдая за поведением ребенка. Детей, у которых эти особенности проявляются слишком часто, в том числе и в безопасных ситуациях, можно отнести к группе застенчивых.
Что кроется за таким поведением?
Как показывают данные исследований, застенчивых детей отличает повышенная чувствительность к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). У застенчивых детей наблюдается обостренное ожидание и восприятие оценки. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание замедляет деятельность и вызывает новый всплеск робости и смущения. Дети ведут себя застенчиво в ситуациях, в которых ожидают неуспеха в деятельности. Застенчивость проявляется в том, что ребенок, с одной стороны, хочет привлечь к себе внимание, но, с другой стороны, очень боится выделиться из группы сверстников, оказаться в центре внимания.
Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны с отношением к себе и восприятием отношения других.
Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение. Особенно ярко это проявляется в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразному способу усиления «я»: они приносят на занятие любимую игрушку и в случае затруднения прижимают ее к себе или просят взять с собой сверстника. Неизвестность оценки взрослого парализует ребенка; он всеми силами стремится уйти от этой ситуации, переключить внимание с себя на что-то другое.
Следует отметить, что по уровню умственного развития и по успешности в предметной деятельности застенчивые дети не уступают своим сверстникам. Более того, застенчивые дети нередко гораздо лучше справляются с заданиями, чем их незастенчивые ровесники. Но в случае неудачи или отрицательной оценки они менее настойчивы в достижении результата. Для всех застенчивых детей характерно острое переживание отрицательной оценки взрослого, часто парализующее как их практическую деятельность, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок стремится к активному поиску ошибки и привлечению внимания взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.
Итак, застенчивый ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои потребности. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым хорошим или даже лучшим и в то же время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с незнакомыми людьми застенчивость обнаруживается ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует его инициативу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и полноценном общении.
Признание и уважение других всегда выступают для застенчивого ребенка в качестве главного смысла жизни, заслоняя и познавательные, и деловые интересы, что препятствует реализации собственных его способностей и нормальному общению со сверстниками. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, личностный фактор уходит в тень; в общении же с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в уходе в себя, а иногда в принятии маски равнодушия. Мучительное переживание своего «я», собственной уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить свои, подчас очень хорошие, способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда застенчивый ребенок «забывает о себе», он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые сверстники.
Мы рассмотрели некоторые наиболее типичные формы конфликтного отношения ребенка к окружающим. Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что такие дети существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и их приходится все время призывать к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают любых контактов.
Однако несмотря на очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологическим проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Причем проблемы таких детей – не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности и реалистичности. Их самооценка может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с таковыми. Все это само по себе не является источником личностных проблем. Главная причина конфликтов ребенка с собой и с другими заключается в доминанте на собственной ценности и связанной с ней сосредоточенности на том, «что я значу для других». Такое ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро аффективно переживает их отношение. Его «я» находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать его. Но во всех случаях он уверен, что окружающие думают исключительно о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное.
И дело даже не в том, что такой ребенок неверно оценивать себя с точки зрения окружающих, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, скрывая другие аспекты окружающего мира и других людей. Он не видит, не воспринимает всего того, что не относится к его «я», не видит окружающих его детей. Вернее, он видит в них исключительно отношение к себе и оценку себя. Другие люди превращаются для него в зеркала, в которых он воспринимает только себя – свои достоинства или недостатки, восхищение собой или пренебрежение к себе. Все это замыкает ребенка на самом себе, мешает видеть и слышать других, приносит острые болезненные переживания одиночества, своей «недооцененности», «незамеченности». Самоутверждение, демонстрация личных достоинств или сокрытие собственных недостатков остаются ведущими мотивами поведения ребенка, при этом другие люди сами по себе вовсе не интересуют его.
Все это, естественно, отражается на положении ребенка в группе сверстников.