Говоря о мышлении, и особенно о логическом мышлении ребенка, необходимо иметь в виду, что развитое мышление должно быть не просто логичным, но и содержать в себе элементы творчества. Человек должен уметь не только пользоваться логической схемой, но и самостоятельно анализировать ситуацию задачи, выделяя только те сведения, которые ведут к ее решению.
Существует особый класс задач на творческое мышление, которые и выявляют способность или неспособность отвлечься от стандартного решения и вникнуть в условия задачи. В качестве примеров можно привести следующие.
Представьте себе, что в вашем кармане лежит коробок с единственной спичкой. Вы входите ночью в комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь? Очень часто отвечают, что сначала надо зажечь свечу или плиту. На самом деле в первую очередь можно зажечь только спичку.
Или такая задача. Встретились два человека, друзья, которые не виделись с детства, и между ними произошел такой разговор: « Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!» - «А у меня уже дочь!» - «Как ее зовут?» - «Как и ее мать». – «Сколько же лет Леночке?» Спрашивается: как собеседник узнал имя дочери? Задача решается просто, если допустить, что два друга – это не двое мужчин, а мужчина и женщина, которая и является матерью Леночки.
Задачи подобного типа следует предлагать детям, начиная со старшего дошкольного возраста. Они помогут ребенку научиться избегать стандартных ответов, внимательно анализировать условия задачи, а затем уже давать свой ответ.
Для детей такого рода задачи могут быть самыми простыми. Например, если вы спросите у ребенка 6 – 7 лет: «Сколько весит курица на двух ногах, если курица на одной ноге весит 2 килограмма?» - многие дети быстро ответят: «Четыре», не вдумавшись в саму ситуацию задачи.
Или такая задача. Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба путника переправились на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали? Условие задачи наталкивает на стандартное представление о том, что двое подошли к одному и тому же берегу реки. На самом же деле решение возможно, если допустить, что путники подошли к разным берегам и переправлялись на лодке по очереди.
Подобных задач можно подобрать много и на примерах их решений показать детям необходимость самостоятельно, творчески подходить к большинству возникающих проблем, используя не только имеющиеся знания, но и воображение.
Весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых специалистов-психологов. Однако воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными.
Множество таких примеров можно найти в уже упоминавшейся нами книге К.И. Чуковского «От двух до пяти»: «Понимаешь, у меня два Юры. Ну, вот я и двоюродная сестра», «Под кроватью живут Мышкины птенчики», «Что ли ножик – вилкин муж?», «Собаки нужны охотнику, чтобы на него зайцы не напали?» и т.д.
Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие дошкольники могут выполнить задание творчески. Вот почему так необходимо развивать воображение ребенка, и наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для такого развития – это дошкольное детство.
О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда он начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Первые проявления воображения относятся к 2,5 – 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это прежде всего в игре. Вот малыш кормит палочкой-ложкой куклу, вот укладывает спать медвежонка в коробку-кроватку, вот моет руки камушком-мылом и т.п. Во всех этих ситуациях ребенок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой предмет.
Наблюдая поведение детей в игре, некоторые психологи пришли к выводу, что в игре проявляется воображение ребенка. Однако при более пристальном наблюдении становится ясно, что в игре происходит развитие воображения на самых ранних этапах. Действительно, сначала ребенок только действует с одними предметами, представляя на их месте другие, затем он начинает называть эти предметы так, как того требует игровая ситуация, обыгрывая их самыми разными способами. Малыш садится на стул и заявляет: «Сейчас мы полетим на Север, Одевайтесь теплее» - и закутывает своих кукол-пассажиров. Затем этот же стул превращается в поезд, машину, метро. Воображение младшего дошкольника здесь еще как бы приковано к предмету. Он начинает игру на основе тех предметов, которые видит и которые может обыграть. Если на его пути попадаются камушки, шишки, то наверняка начнется игра в приготовление «обеда». Если встречается поваленное дерево или широкий пень, то, как правило, начинается «путешествие»… Поскольку воображение малыша связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие воображения может осуществляться через это обыгрывание.
Очень важно, чтобы ребенок мог видеть самые разнообразные способы использования одних и тех же предметов. Ведь часто, к сожалению, бывает так, что малыш усваивает один из увиденных игровых шаблонов и дальше применяет только его. Он укладывает спать куклу только в определенную коробочку, «котлетками» у него могут быть только камушки определенной величины и формы, «лошадкой» - только половая щетка и т.п. Такое раннее действие по шаблону сразу же сковывает фантазию ребенка и может тормозить развитие его воображения в дальнейшем, если на это вовремя не обратить внимания.
Поэтому очень внимательно присмотритесь к играм своих малышей. Вы можете легко помочь ребенку перейти к творческому обыгрыванию предметов. Предложите малышу поиграть в игру «Что это такое?». Для этой игры следует подобрать несколько предметов, не имеющих своего четкого предназначения, таких, как кубики, палочки, коробочки. Покажите ребенку один из предметов и спросите его, что это такое. А потом предложите ему придумать, во что с этим предметом можно играть, чем этот предмет может быть в игре. Если ребенок дает только 1 – 2 ответа, помогите ему, подскажите самые разные варианты использования одного и того же предмета. Например, кубик – это и «стульчик», и «стол», и «кусок мяса», и «машинка», и «домик»…Покажите малышу, как можно действовать одним и тем же предметом в его разных игровых функциях. Такую игру рекомендуется предлагать детям с 2,5 – 3 лет. И если сначала дети затрудняются найти несколько различных вариантов использования одного и того же предмета, то спустя несколько таких игр вы увидите, насколько богаче и разнообразнее становятся представления ребенка, насколько более творчески и свободно проявляется его фантазия.
Поиграйте с ребенком и в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы вместо ложки, вместо кроватки, вместо машины и т.п. можно использовать для куклы. Подобные игры помогут малышу легко замещать одни предметы другими, шире используя его собственные возможности воображения.
В пользу того, что воображение главным образом не проявляется, а появляется в игре, говорит и тот факт, что вне игры воображение маленького ребенка еще предельно бедно и скованно. Словесное творчество у малышей пока не развито: в лучшем случае они могут представить себе, что происходит в сказке, и иногда дополнить ее по-своему. Постройки и рисунки детей младшего возраста тоже еще очень бедны и однообразны, если, конечно, с детьми не проводятся специальные занятия.
Отличительной чертой воображения во всех видах деятельности ребенка раннего возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Подобно тому как предмет часто направляет игру малыша, линии, проведенные им на бумаге, изменяют и ведут за собой замысел рисунка, а положенные так или иначе кубики – замысел постройки. В этом легко убедится. Спросите малыша, до того как он начнет рисовать, что он собирается изобразить. Очень часто ребенок с уверенностью скажет: «Я нарисую дом» или « Нарисую дядю». Но вот появляются первые линии. Стена домика «уезжает» в сторону, картина начинает напоминать корабль, и малыш говорит: «Я лучше нарисую корабль». Потом неудавшийся корабль может быть превращен в птичку, в замок, во что угодно, весьма далекое от первоначального замысла. Все это говорит о том, что воображение малыша еще очень неустойчиво, оно совершенно не подчиняется определенной задаче, а ведь именно умение направить свое воображение в нужную сторону, подчинить его определенным целям и характеризует творческое, продуктивное воображение взрослого.
Но это только первый, самый ранний этап в развитии воображения ребенка. Затем на протяжении дошкольного детства этот сложнейший психический процесс претерпевает существенные изменения.
Существует особый класс задач на творческое мышление, которые и выявляют способность или неспособность отвлечься от стандартного решения и вникнуть в условия задачи. В качестве примеров можно привести следующие.
Представьте себе, что в вашем кармане лежит коробок с единственной спичкой. Вы входите ночью в комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь? Очень часто отвечают, что сначала надо зажечь свечу или плиту. На самом деле в первую очередь можно зажечь только спичку.
Или такая задача. Встретились два человека, друзья, которые не виделись с детства, и между ними произошел такой разговор: « Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!» - «А у меня уже дочь!» - «Как ее зовут?» - «Как и ее мать». – «Сколько же лет Леночке?» Спрашивается: как собеседник узнал имя дочери? Задача решается просто, если допустить, что два друга – это не двое мужчин, а мужчина и женщина, которая и является матерью Леночки.
Задачи подобного типа следует предлагать детям, начиная со старшего дошкольного возраста. Они помогут ребенку научиться избегать стандартных ответов, внимательно анализировать условия задачи, а затем уже давать свой ответ.
Для детей такого рода задачи могут быть самыми простыми. Например, если вы спросите у ребенка 6 – 7 лет: «Сколько весит курица на двух ногах, если курица на одной ноге весит 2 килограмма?» - многие дети быстро ответят: «Четыре», не вдумавшись в саму ситуацию задачи.
Или такая задача. Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба путника переправились на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали? Условие задачи наталкивает на стандартное представление о том, что двое подошли к одному и тому же берегу реки. На самом же деле решение возможно, если допустить, что путники подошли к разным берегам и переправлялись на лодке по очереди.
Подобных задач можно подобрать много и на примерах их решений показать детям необходимость самостоятельно, творчески подходить к большинству возникающих проблем, используя не только имеющиеся знания, но и воображение.
Весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых специалистов-психологов. Однако воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными.
Множество таких примеров можно найти в уже упоминавшейся нами книге К.И. Чуковского «От двух до пяти»: «Понимаешь, у меня два Юры. Ну, вот я и двоюродная сестра», «Под кроватью живут Мышкины птенчики», «Что ли ножик – вилкин муж?», «Собаки нужны охотнику, чтобы на него зайцы не напали?» и т.д.
Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие дошкольники могут выполнить задание творчески. Вот почему так необходимо развивать воображение ребенка, и наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для такого развития – это дошкольное детство.
О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда он начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Первые проявления воображения относятся к 2,5 – 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это прежде всего в игре. Вот малыш кормит палочкой-ложкой куклу, вот укладывает спать медвежонка в коробку-кроватку, вот моет руки камушком-мылом и т.п. Во всех этих ситуациях ребенок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой предмет.
Наблюдая поведение детей в игре, некоторые психологи пришли к выводу, что в игре проявляется воображение ребенка. Однако при более пристальном наблюдении становится ясно, что в игре происходит развитие воображения на самых ранних этапах. Действительно, сначала ребенок только действует с одними предметами, представляя на их месте другие, затем он начинает называть эти предметы так, как того требует игровая ситуация, обыгрывая их самыми разными способами. Малыш садится на стул и заявляет: «Сейчас мы полетим на Север, Одевайтесь теплее» - и закутывает своих кукол-пассажиров. Затем этот же стул превращается в поезд, машину, метро. Воображение младшего дошкольника здесь еще как бы приковано к предмету. Он начинает игру на основе тех предметов, которые видит и которые может обыграть. Если на его пути попадаются камушки, шишки, то наверняка начнется игра в приготовление «обеда». Если встречается поваленное дерево или широкий пень, то, как правило, начинается «путешествие»… Поскольку воображение малыша связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие воображения может осуществляться через это обыгрывание.
Очень важно, чтобы ребенок мог видеть самые разнообразные способы использования одних и тех же предметов. Ведь часто, к сожалению, бывает так, что малыш усваивает один из увиденных игровых шаблонов и дальше применяет только его. Он укладывает спать куклу только в определенную коробочку, «котлетками» у него могут быть только камушки определенной величины и формы, «лошадкой» - только половая щетка и т.п. Такое раннее действие по шаблону сразу же сковывает фантазию ребенка и может тормозить развитие его воображения в дальнейшем, если на это вовремя не обратить внимания.
Поэтому очень внимательно присмотритесь к играм своих малышей. Вы можете легко помочь ребенку перейти к творческому обыгрыванию предметов. Предложите малышу поиграть в игру «Что это такое?». Для этой игры следует подобрать несколько предметов, не имеющих своего четкого предназначения, таких, как кубики, палочки, коробочки. Покажите ребенку один из предметов и спросите его, что это такое. А потом предложите ему придумать, во что с этим предметом можно играть, чем этот предмет может быть в игре. Если ребенок дает только 1 – 2 ответа, помогите ему, подскажите самые разные варианты использования одного и того же предмета. Например, кубик – это и «стульчик», и «стол», и «кусок мяса», и «машинка», и «домик»…Покажите малышу, как можно действовать одним и тем же предметом в его разных игровых функциях. Такую игру рекомендуется предлагать детям с 2,5 – 3 лет. И если сначала дети затрудняются найти несколько различных вариантов использования одного и того же предмета, то спустя несколько таких игр вы увидите, насколько богаче и разнообразнее становятся представления ребенка, насколько более творчески и свободно проявляется его фантазия.
Поиграйте с ребенком и в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы вместо ложки, вместо кроватки, вместо машины и т.п. можно использовать для куклы. Подобные игры помогут малышу легко замещать одни предметы другими, шире используя его собственные возможности воображения.
В пользу того, что воображение главным образом не проявляется, а появляется в игре, говорит и тот факт, что вне игры воображение маленького ребенка еще предельно бедно и скованно. Словесное творчество у малышей пока не развито: в лучшем случае они могут представить себе, что происходит в сказке, и иногда дополнить ее по-своему. Постройки и рисунки детей младшего возраста тоже еще очень бедны и однообразны, если, конечно, с детьми не проводятся специальные занятия.
Отличительной чертой воображения во всех видах деятельности ребенка раннего возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Подобно тому как предмет часто направляет игру малыша, линии, проведенные им на бумаге, изменяют и ведут за собой замысел рисунка, а положенные так или иначе кубики – замысел постройки. В этом легко убедится. Спросите малыша, до того как он начнет рисовать, что он собирается изобразить. Очень часто ребенок с уверенностью скажет: «Я нарисую дом» или « Нарисую дядю». Но вот появляются первые линии. Стена домика «уезжает» в сторону, картина начинает напоминать корабль, и малыш говорит: «Я лучше нарисую корабль». Потом неудавшийся корабль может быть превращен в птичку, в замок, во что угодно, весьма далекое от первоначального замысла. Все это говорит о том, что воображение малыша еще очень неустойчиво, оно совершенно не подчиняется определенной задаче, а ведь именно умение направить свое воображение в нужную сторону, подчинить его определенным целям и характеризует творческое, продуктивное воображение взрослого.
Но это только первый, самый ранний этап в развитии воображения ребенка. Затем на протяжении дошкольного детства этот сложнейший психический процесс претерпевает существенные изменения.