Обычно взрослые называют игрой любые занятия детей, приносящие им радость, забавляющие и развлекающие их. Носятся дети с визгом по дому, кривляются, хохочут – значит, играют. А еще игрой называют все действия ребенка с игрушками. Например, мы часто говорим: играет в кубики, играет с мозаикой, с пазлами, с картинками и т.д. Ничего плохого в подобных занятиях нет, но они не являются игрой в полном смысле слова. Даже если ребенок играет с куклой и при этом таскает ее за волосы или отвинчивает ноги – это тоже еще не игра.
Главная отличительная особенность настоящей детской игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. Эта важнейшая особенность игры резко расширяет его жизненный мир и делает возможным самые необыкновенные превращения. Обычный носовой платок «понарошку» может стать одеялом, или плащом для куколки, или скатертью на столе, или цветком на клумбе, или парусом на лодке; карандаш превращается в градусник, или в ружье, или в ракету. Куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости или прятаться друг от друга. А знакомая комната может стать океаном, или больницей, или полем сражения, или магазином. Одним словом, в настоящей игре возможно все (или почти все). Но это «все» происходит не в реальности, а в сознании, в фантазии дошкольника, причем представления ребенка и его действия явно не совпадают с реальностью: он видит ракету в карандаше и действует с ним, как будто это ракета, а старый носовой платок становится нарядным платьем. Такое расхождение видимого и представляемого, когда понарошку все возможно, является главной характеристикой игры, которая развивает и творческие способности, и внутренний план, и воображение, и самостоятельность, и многие другие важнейшие качества личности дошкольника.
Настоящая развитая игра возникает не сразу. Сначала (в 2-3 года) ребенок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в кастрюльке, причесывает куколку расческой, купает ее в ванночке, кормит игрушечной ложкой, т.е. делает все то, что делает его мама. Это так называемая предметная, или процессуальная, игра, которая еще не предполагает условного, воображаемого плана. Потом (около 3 лет) малыш начинает замещать одни предметы другими, конечно, если кто-то старший или взрослый покажет ему эту возможность. Кусочки зеленого листика, например, могут быть капустой, а листики желтого одуванчика – морковкой, и из них можно сварить «настоящий» суп. Ребенок быстро и с удовольствием подхватывает предложения старших, и вскоре уже сам «варит» свой суп, придумывая для этого собственные продукты-заместители.
В возрасте 3 лет обычно происходит также «одушевление» игрушек, когда в руках малыша мишки и зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, ссориться и мириться, болеть и выздоравливать. Это уже настоящая творческая игра, называемая в педагогике режиссерской. В ней ребенок выступает как режиссер, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов. В его руках обычные тряпочные куклы превращаются в героев известных сказок или разыгрывают знакомые из повседневной жизни сюжеты.
На 4-м году жизни ребенка в развитии игры происходит очень важное событие – становится возможным превращение не только предметов и игрушек, но и самого себя. Ребенок может «превратиться» в папу или маму, доктора или водителя, продавца или летчика. Он способен брать на себя роли взрослых и в воображаемых обстоятельствах воспроизводить их действия. Правда, для этого ему нужны партнеры, ведь доктору нужно кого-то лечить, а продавцу что-то кому-то продавать. Такая игра называется ролевой. Именно она становится главной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Теперь центральным моментом игры является уже роль. Чтобы взять на себя роль какого-либо персонажа, ребенок должен хорошо знать и представлять, что тот делает, как себя ведет; в противном случае игра невозможна. Но и это еще не все. Малыш обязательно должен хотеть действовать, как данный персонаж, и вообще быть похожим на него. И, разумеется, детская игра – это не только желания, представление, но и обязательные игровые действия, которые составляют внешнюю ткань игры.
Ролевая игра возникает тогда, когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию «маленького», стать кем-то другим, более взрослым и социально значимым, выполнять его действия, совершать его поступки. Ребенку хочется стать взрослым (конечно, понарошку), а значит, стать старше, сильнее, умнее, лучше. Это желание вытекает из его близких отношений с окружающими взрослыми, прежде всего с родителями. В случае, когда полноценные контакты со старшими по какой-либо причине затруднены, такого желания не возникает. Действия с игрушками не наполняются социальным смыслом, а без него игра превращается в бесконечное повторение привычных действий с предметами. То, что ребенок видит вокруг, не порождает желания играть. Следовательно, мотивы и побуждения к игре лежат в отношениях малыша с взрослыми. И любые трудности в общении неминуемо отражаются в его ролевой игре.
Игровая роль имеет исключительное значение в развитии дошкольника. Проигрывая роли взрослых или других известных ему героев, ребенок незаметно для себя приобщается к миру взрослых людей, усваивает мотивы и смыслы их действий и лучше осознает самого себя. Как ни странно, играть нужно уметь, и это не такое простое умение. Ролевая игра дошкольников может быть хорошей и плохой, развитой и недоразвитой. Эта деятельность возникает не сразу и проходит в своем становлении несколько этапов, уровней. Остановимся на их описании и попытаемся выделить основные характеристики каждого из уровней.
На самом первом и самом примитивном этапе развития ролевой игры основное ее содержание составляют бытовые действия с предметами или игрушками (например, кормление или одевание кукол). Элементы воображения или игрового творчества при этом отсутствуют. Действия детей однообразны и постоянно повторяются. Они еще не называют себя именами людей, роли которых исполняют. Между тем роль здесь уже зарождается, хотя она определяется не самим ребенком, а предметами или характером действий с ними. Если у девочки в руках кастрюля и она варит суп, значит, она мама. Если мальчик крутить руль и «едет на машине», значит, он водитель. Дети еще не вступают в игровое взаимодействие – они играют рядом или поодиночке. Интересно, что на этом этапе их совершенное не смущает несоответствие игровых ролей реальности. Например, за столом могут сидеть 3 или 4 мамы при полном отсутствии детей, а машину могут вести 2 водителя, если у каждого есть свой руль. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна, дети быстро бросают начатую игру и легко переходят к другим занятиям. Первый уровень развития игры характерен для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
На втором этапе на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Ребенку важно, чтобы все было правильно, «по-настоящему». Игровые действия разворачиваются более полно и последовательно. Основные сюжеты по-прежнему бытовые, хотя разнообразие действий увеличивается (например, не только кормление, но и приготовление обеда, укладывание спать, одевание и т.п.). Роль уже обозначается словом – в процессе игры дети иногда называют себя или партнера игровым именем («я – мама», «ты – водитель»). Возникает первое взаимодействие между участниками игры по поводу использования общей игрушки или характера выполняемого действия, но речевое общение с ролевых позиций отсутствует. Эти особенности игры характерны для детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).
На следующем, третьем этапе основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий. Теперь главное для ребенка – правильно исполнить взятую на себя роль. Роли четко обозначены и называются до начала игры. Они определяют и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь, обращенная к партнеру по игре. Начинают выполняться действия, передающие отношения одного участника игры к другим участникам. Например, доктор лечит «больного» - осматривает ему горло, делает ему уколы; мама разговаривает с дочкой, обсуждает, что приготовить ей на ужин. При этом сами игровые действия становятся все более условными, они как бы сворачиваются. Готовя обед, уже не обязательно долго и старательно резать, а потом перемешивать в кастрюле все «продукты», достаточно обозначить, что ты делаешь. Главное, чтобы последовательность выполняемых действий строго соответствовала реальной последовательности – сначала нужно сходить в магазин, потом сварить суп, только после этого накрыть на стол и накормить детей, а затем помыть посуду. Нарушение логики действий вызывает протесты играющих со ссылкой на то, что «так не бывает»» (мамы не бегают, милиционеры не кричат и т.п.) Игрушки и предметы подбираются не случайно, а в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд, отношения взрослых. Этот этап развития ролевой игры характерен для детей в возрасте 3,5 – 5 лет.
Четвертый, высший этап развития ролевой игры характерен для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4,5 – 6 лет). Основное содержание игры на этом этапе составляет выполнение действий, связанных с собственным отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре. При этом роли четко определены и названы до начала игры, в соответствии с ними ребенок, и строит свое поведение до конца игры. Речь носит ролевой характер – при обращении к партнеру (дочке, больному, покупателю) ребенок заметно меняет голос, интонации, выражение лица, словом, играет роль. Действия в игре разнообразны, хотя и условны (играющий лишь обозначает, что он делает). Игра приобретает особенно яркую эмоциональную окраску. Дети играют увлеченно, азартно. В их словах и действиях присутствуют элементы собственного творчества. В то же время какое-либо нарушение логики действий отвергается – дети строго следят за соблюдением правил и не допускают отклонений от них. Так, водитель не должен выскакивать из машины, мама не должна играть с куклами, охранник должен стоять на посту и т.д. Такое игре часто предшествует подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление. Количество детей, вовлеченных в игру, увеличивается до 5-6 человек. Конечно, приведенные выше сроки появления уровней развития игры весьма приблизительные. Некоторые дети достигают третьего или даже четвертого уровня вплоть до 7 лет. Здесь важно другое, а именно: влияние игры на развитие ребенка зависит от уровня и качества самой ролевой игры. Специальные исследования показали, что чем выше уровень развития игры, тем более значимый и полноценный вклад она вносит в развитие дошкольника. А этот вклад может быть поистине огромен.
Главная отличительная особенность настоящей детской игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. Эта важнейшая особенность игры резко расширяет его жизненный мир и делает возможным самые необыкновенные превращения. Обычный носовой платок «понарошку» может стать одеялом, или плащом для куколки, или скатертью на столе, или цветком на клумбе, или парусом на лодке; карандаш превращается в градусник, или в ружье, или в ракету. Куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости или прятаться друг от друга. А знакомая комната может стать океаном, или больницей, или полем сражения, или магазином. Одним словом, в настоящей игре возможно все (или почти все). Но это «все» происходит не в реальности, а в сознании, в фантазии дошкольника, причем представления ребенка и его действия явно не совпадают с реальностью: он видит ракету в карандаше и действует с ним, как будто это ракета, а старый носовой платок становится нарядным платьем. Такое расхождение видимого и представляемого, когда понарошку все возможно, является главной характеристикой игры, которая развивает и творческие способности, и внутренний план, и воображение, и самостоятельность, и многие другие важнейшие качества личности дошкольника.
Настоящая развитая игра возникает не сразу. Сначала (в 2-3 года) ребенок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в кастрюльке, причесывает куколку расческой, купает ее в ванночке, кормит игрушечной ложкой, т.е. делает все то, что делает его мама. Это так называемая предметная, или процессуальная, игра, которая еще не предполагает условного, воображаемого плана. Потом (около 3 лет) малыш начинает замещать одни предметы другими, конечно, если кто-то старший или взрослый покажет ему эту возможность. Кусочки зеленого листика, например, могут быть капустой, а листики желтого одуванчика – морковкой, и из них можно сварить «настоящий» суп. Ребенок быстро и с удовольствием подхватывает предложения старших, и вскоре уже сам «варит» свой суп, придумывая для этого собственные продукты-заместители.
В возрасте 3 лет обычно происходит также «одушевление» игрушек, когда в руках малыша мишки и зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, ссориться и мириться, болеть и выздоравливать. Это уже настоящая творческая игра, называемая в педагогике режиссерской. В ней ребенок выступает как режиссер, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов. В его руках обычные тряпочные куклы превращаются в героев известных сказок или разыгрывают знакомые из повседневной жизни сюжеты.
На 4-м году жизни ребенка в развитии игры происходит очень важное событие – становится возможным превращение не только предметов и игрушек, но и самого себя. Ребенок может «превратиться» в папу или маму, доктора или водителя, продавца или летчика. Он способен брать на себя роли взрослых и в воображаемых обстоятельствах воспроизводить их действия. Правда, для этого ему нужны партнеры, ведь доктору нужно кого-то лечить, а продавцу что-то кому-то продавать. Такая игра называется ролевой. Именно она становится главной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Теперь центральным моментом игры является уже роль. Чтобы взять на себя роль какого-либо персонажа, ребенок должен хорошо знать и представлять, что тот делает, как себя ведет; в противном случае игра невозможна. Но и это еще не все. Малыш обязательно должен хотеть действовать, как данный персонаж, и вообще быть похожим на него. И, разумеется, детская игра – это не только желания, представление, но и обязательные игровые действия, которые составляют внешнюю ткань игры.
Ролевая игра возникает тогда, когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию «маленького», стать кем-то другим, более взрослым и социально значимым, выполнять его действия, совершать его поступки. Ребенку хочется стать взрослым (конечно, понарошку), а значит, стать старше, сильнее, умнее, лучше. Это желание вытекает из его близких отношений с окружающими взрослыми, прежде всего с родителями. В случае, когда полноценные контакты со старшими по какой-либо причине затруднены, такого желания не возникает. Действия с игрушками не наполняются социальным смыслом, а без него игра превращается в бесконечное повторение привычных действий с предметами. То, что ребенок видит вокруг, не порождает желания играть. Следовательно, мотивы и побуждения к игре лежат в отношениях малыша с взрослыми. И любые трудности в общении неминуемо отражаются в его ролевой игре.
Игровая роль имеет исключительное значение в развитии дошкольника. Проигрывая роли взрослых или других известных ему героев, ребенок незаметно для себя приобщается к миру взрослых людей, усваивает мотивы и смыслы их действий и лучше осознает самого себя. Как ни странно, играть нужно уметь, и это не такое простое умение. Ролевая игра дошкольников может быть хорошей и плохой, развитой и недоразвитой. Эта деятельность возникает не сразу и проходит в своем становлении несколько этапов, уровней. Остановимся на их описании и попытаемся выделить основные характеристики каждого из уровней.
На самом первом и самом примитивном этапе развития ролевой игры основное ее содержание составляют бытовые действия с предметами или игрушками (например, кормление или одевание кукол). Элементы воображения или игрового творчества при этом отсутствуют. Действия детей однообразны и постоянно повторяются. Они еще не называют себя именами людей, роли которых исполняют. Между тем роль здесь уже зарождается, хотя она определяется не самим ребенком, а предметами или характером действий с ними. Если у девочки в руках кастрюля и она варит суп, значит, она мама. Если мальчик крутить руль и «едет на машине», значит, он водитель. Дети еще не вступают в игровое взаимодействие – они играют рядом или поодиночке. Интересно, что на этом этапе их совершенное не смущает несоответствие игровых ролей реальности. Например, за столом могут сидеть 3 или 4 мамы при полном отсутствии детей, а машину могут вести 2 водителя, если у каждого есть свой руль. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна, дети быстро бросают начатую игру и легко переходят к другим занятиям. Первый уровень развития игры характерен для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
На втором этапе на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Ребенку важно, чтобы все было правильно, «по-настоящему». Игровые действия разворачиваются более полно и последовательно. Основные сюжеты по-прежнему бытовые, хотя разнообразие действий увеличивается (например, не только кормление, но и приготовление обеда, укладывание спать, одевание и т.п.). Роль уже обозначается словом – в процессе игры дети иногда называют себя или партнера игровым именем («я – мама», «ты – водитель»). Возникает первое взаимодействие между участниками игры по поводу использования общей игрушки или характера выполняемого действия, но речевое общение с ролевых позиций отсутствует. Эти особенности игры характерны для детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).
На следующем, третьем этапе основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий. Теперь главное для ребенка – правильно исполнить взятую на себя роль. Роли четко обозначены и называются до начала игры. Они определяют и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь, обращенная к партнеру по игре. Начинают выполняться действия, передающие отношения одного участника игры к другим участникам. Например, доктор лечит «больного» - осматривает ему горло, делает ему уколы; мама разговаривает с дочкой, обсуждает, что приготовить ей на ужин. При этом сами игровые действия становятся все более условными, они как бы сворачиваются. Готовя обед, уже не обязательно долго и старательно резать, а потом перемешивать в кастрюле все «продукты», достаточно обозначить, что ты делаешь. Главное, чтобы последовательность выполняемых действий строго соответствовала реальной последовательности – сначала нужно сходить в магазин, потом сварить суп, только после этого накрыть на стол и накормить детей, а затем помыть посуду. Нарушение логики действий вызывает протесты играющих со ссылкой на то, что «так не бывает»» (мамы не бегают, милиционеры не кричат и т.п.) Игрушки и предметы подбираются не случайно, а в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд, отношения взрослых. Этот этап развития ролевой игры характерен для детей в возрасте 3,5 – 5 лет.
Четвертый, высший этап развития ролевой игры характерен для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4,5 – 6 лет). Основное содержание игры на этом этапе составляет выполнение действий, связанных с собственным отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре. При этом роли четко определены и названы до начала игры, в соответствии с ними ребенок, и строит свое поведение до конца игры. Речь носит ролевой характер – при обращении к партнеру (дочке, больному, покупателю) ребенок заметно меняет голос, интонации, выражение лица, словом, играет роль. Действия в игре разнообразны, хотя и условны (играющий лишь обозначает, что он делает). Игра приобретает особенно яркую эмоциональную окраску. Дети играют увлеченно, азартно. В их словах и действиях присутствуют элементы собственного творчества. В то же время какое-либо нарушение логики действий отвергается – дети строго следят за соблюдением правил и не допускают отклонений от них. Так, водитель не должен выскакивать из машины, мама не должна играть с куклами, охранник должен стоять на посту и т.д. Такое игре часто предшествует подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление. Количество детей, вовлеченных в игру, увеличивается до 5-6 человек. Конечно, приведенные выше сроки появления уровней развития игры весьма приблизительные. Некоторые дети достигают третьего или даже четвертого уровня вплоть до 7 лет. Здесь важно другое, а именно: влияние игры на развитие ребенка зависит от уровня и качества самой ролевой игры. Специальные исследования показали, что чем выше уровень развития игры, тем более значимый и полноценный вклад она вносит в развитие дошкольника. А этот вклад может быть поистине огромен.